О безработице.
Безработица является бичом для пролетариата любого капиталистического общества. Безработица позволяет диктовать условия найма, и, если оные не соответствуют чаяниям наёмного работника – он может пойти и поискать место получше, ведь за его спиной в очереди на вакансию стоят сотни человек. Кого-нибудь крайняя нужда заставит согласиться. Оставим за скобками то, что заявленные условия найма зачастую не соответствуют действительности.
Если некая политическая организация обещает расправиться с безработицей в рамках капитализма – она наглейшим образом врёт. В рамках капитализма это физически невозможно, ибо капитализм построен на свободном рынке труда, а свободный рынок труда предполагает собой свободные рабочие руки – ту самую безработицу.
Чуть менее плачевная ситуация у высококвалифицированных кадров, известных в профессиональной среде. Здесь работодатель зачастую идёт на уступки, лишь бы переманить человека, обладающего опытом работы и знаниями в своей области, зачастую энциклопедическими. Этих знаний никакой поиск гугла не заменит. Более-менее адекватный работодатель это понимает и принимает как данность.
В итоге получается совершенно бесправный подкласс пролетариата, который своим существованием обеспечивает интересы буржуазии, состоящие в максимальном удешевлении рабочей силы и максимальной же эксплуатации труда наёмных работников. И если нанятые работники имеют законный инструмент борьбы – забастовку, то безработные ударить в самое больное место для буржуазии — прибыль — возможности не имеют. При этом, современная буржуазия даже согласна содержать безработных, выплачивая им пособия, усиливая эксплуатацию работающей части пролетариата. Наиболее остро эта ситуация проявляется в современной Европе, куда хлынул поток эмигрантов из ближневосточных стран.
Ситуация усугубляется тем, что мизерная часть безработных – это всякого рода содержанки капитала, с историями наподобие «Налетчики украли из московского автосервиса спорткар за 12 миллионов рублей» знаком, наверное, каждый, как и с кражами миллионов из дорогих машин безработных. Поэтому безработный безработному рознь, мы же говорим о тех безработных, кто не имеет источников постоянного дохода и богатого покровителя. Официально в нашей стране 15 млн безработных. Огромная масса трудоспособного населения, которая перебивается пособиями и случайным заработком. Для сравнения: население Москвы всего 10 млн чел (по неофициальным данным – 13 млн).
Другая сторона этого явления – гастарбайтеры, которых ошибочно принимают за людей, «понаехавших» ради того, чтобы отобрать рабочие места у местных. На деле же всё куда прозаичнее, большинство гастарбайтеров – нелегалы, согласные на те условия труда, на которые не соглашается местное население. Условно говоря, там, где капиталист может купить рабочую силу одного местного работника, защищённого какими-никакими законами, он может купить рабочую силу десятка нелегалов, которым не надо оплачивать соц. пакет, не надо обеспечивать минимальные условия труда и т.д. Почему люди на это соглашаются? Потому, что у них на родине условия труда и оплаты ещё хуже. Люди живут по 14 человек в одной квартире, зарабатывая гроши не от хорошей жизни, у них на родине – это хорошие деньги, которые местная буржуазия ещё и не всегда платит. Тем самым закрывается вопрос оплаты низкоквалифицированного и неквалифицированного труда.
Что делать безработным?
Как я уже писал выше прямых средств воздействия на буржуазию у безработных нет, т.к. любые их акции напрямую не затрагивают прибыли буржуазии. Интересы же безработных ровно такие же, как и у класса пролетариата – право на труд и эквивалентный обмен труда на блага. Но если для работающего пролетариата вопрос острее с эквивалентным обменом благ на труд, то для безработных первейший вопрос – обеспечение права на труд. Конечно, над выработкой грамотной тактики для безработных, голову придётся поломать. Вопрос этот требует, как теоретической проработки, так и испытания практикой. Я думаю, современным марксистам следует поломать над этим голову.
Свежие комментарии