Итальянские коммунисты, моряки и бандиты в борьбе за Советскую Грузию и Россию.

Италия участвовала в интервенции в Советскую Россию эмм.. по-итальянски. Воевать итальянцы не хотели, но и ссориться с Антантой, которую на дух не переносили, тоже было не очень. Собственно крупных экспедиций было две: на Север (Мурманск, Архангельск) и в Сибирь. Толку от них союзникам было ноль.

На Севере итальянцы совершенно официально заявили, что в атаку ходить не будут, а лучше просто поохраняют порты. Ну и не ходили, пытались только что-нибудь отвинтить и вывезти.
В Сибири же устроили натуральный цирк, хотя оценить было некому: у Сан Василича чувство юмора просто отсутствовало, чехословакам было не до того, французы счета проверяли, американцы думали как свалить из этой Жо, а японцы вообще инопланетяне. Цирк заключался в том, что итальянцы решили сэкономить на переброске войск в такую даль. Сэкономили он так: из Японии во Владивосток приехал итальянский военный атташе полковник Филиппи с несколькими офицерами

и сколотил «экспедиционный корпус» из военнопленных австро-венгерской армии итальянского происхождения. Воевали они ожидаемо — никак. Корпус был всего в двух боях с большевиками и оба раза просто убежал, чем дал повод своему полковнику хвастаться самым низким процентом боевых потерь среди союзников. Корпус занимался, в основном, охраной железной дороги, репатриацией военнопленных и позированием фотографам (http://www.trentoincina.it/mostrapost.php?id=240). Ну и воровством, разумеется.

Слив Колчака и Деникина в Италии ожидали и одобряли, и видели продолжение политики интервенции как-то так:

«Кого-то потеряли…»

Но тууут… Но тут, как всегда, зашла Англия. Зашла и предложила Италии Грузию. А в Грузии — вкусный и очень нужный ткварчельский уголь.
«Ам! — ответило правительство Ораландо, — Ам-ам!»

В 1919 году на Кавказе размещалось несколько английских батальонов и снабжать их было довольно накладно. Большевиков вроде угомонили, по нефти с белыми договорились — можно и свалить. Но на белых надежды мало (англичане не французы — смотрели трезво) и надо было кого-то туда заместо себя заслать. Вот и выбрали итальянцев: ресурсов в Грузии много, плыть итальянцам недалеко, вино, опять же, вкусное.
Правительство Витторио Орландо клюнуло

Его поддержало большинство крупных промышленников, депутатов, финансистов и протофашистов — можно, считай на халяву, колонию захватить. В последствии многие били себя пяткой в грудь и вопили, что мигом распознали авантюру — врут, купились все. И преемник Орландо Нитти тоже. Довольно подробно о тех событиях на итальянском тут: http://digilander.libero.it/trombealvento/guerra2/varie/disfacimentoitaliani.htm
Пост у нас не о внутреполитических итальянских склокам, поэтому, опуская подробности, скажем, что к июню 1919 года в Италии был сформирован и готов отплытию 85-тысячный экспедиционный корпус. Только он никуда не отплыл.
А не отплыл он потому, что коммунисты, во главе с Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти

сумели договориться с крупнейшими итальянскими профсоюзными объединениями: «Всеобщей конференцией труда» (ВКТ)(2.320.163 активных участников, из которых 890 тысяч — крестьяне) и «Итальянским союзом труда» (200.000 индустриальных рабочих). Кроме того, они смогли сначала нейтрализовать, а потом сделать пассивным союзником «Итальянскую конференцию трудящихся» (подразделение Народной католической партии — 1.248.000 участников). Данное объединение помогло вывести из игры опору правительства — протофашистское, анархо-синдикалистское «Итальянское профсоюзное объединение» (300.000 участников). Сами коммунисты обладали влиянием среди торговых и военных моряков и среди работников тяжелой, оборонной и химической промышленности. К январю они вытеснили синдикалистов из «Итальянского союза железнодорожников» (200.000 участников) и «Федерации работников моря» (60.000 участников)
Битва за объединение шла весь 1918 год и до весны 1919-го.

ИСТ и ВКТ изначально выступали за отказ от интервенции — как тут не договориться. Католики на дух не переносили Антанту — им обещали поддержку в протесте против условий «Версальского мира» (когда только начинали договариваться, его еще не было, но в Италии понимали, что кинут).
Все было очень непросто, со скандалами и рукопашными (подробнее: К.В. Кобылянский «Великий Октябрь и революционное движение в Италии (1917-1921)», М., 1968). Факт тот, что с весны 1919 года правительство Италии ходило под себя и не знало что вот со всем этим делать.

С января 1919 года самым популярным лозунгом в Италии стал: «Да здравствует Ленин и «Спартак»!» («Avanti!» от 13.01.1919). «Спартак» — боевое крыло немецких коммунистов. А первым выкрикнувшим этот лозунг был, что примечательно, не коммунист, а член исполкома ВКТ Маргонини.
15 марта, на исполкоме ВКТ принимается резолюция с требованием роспуска формирующегося экспедиционного корпуса. К резолюции тут же присоединяются коммунисты, ИСП и, чуть позже, католики.
1 мая, на многотысячном митинге в Милане, коммунисты требуют всеобщей военной амнистии, что находит живейший отклик в войсках и тюрьмах. В Неаполе слово «военной» опускают и местные бандюганы поят коммунистов за свой счет. Правительству начинают раздаваться звоночки.

Еще в марте, Федерация моряков, во главе с вот этим суровым дядькой

Джузеппе Джульетти, официально заявила, что не допустит отправки морем оружия для белогвардейцев и итальянских войск в Россию и Грузию. 30 марта, в Генуе, на демонстрацию вышли все моряки, включая рыбаков, которые прошли по городу с красными флагами, а потом повыкидывали с нескольких кораблей ящики с винтовками и патронами.

1 июня, в Генуе же, команда корабля «Федора» сошла на берег и объявила забастовку, когда узнала, что на корабль грузится военное снаряжение для экспедиции в Грузию. Правительство попыталось набрать другую команду, но моряки Генуи показали ему большой матросский половой орган.

10 июня в порт Неаполя зашел идущий из Лондона во Владивосток пароход с грузом оружия и боеприпасов. Среди моряков были итальянцы, которые, прочитав газеты, тут же сообщили и своем грузе. Портовые рабочие отказались его разгружать, а уже 12 июня обнаружилось, что все оружие расхищено и полицейские Неаполя и Сицилии теперь бояться ходить по улице.

17 июня в Неаполь пришли пароходы «Джибсон» и «Ниппон» с продовольствием, боеприпасами и ГСМ для американских и японских корпусов на Дальнем Востоке. Правительство, уже наученное, приказало отправить на охрану карабинеров. Карабинеры почему-то в порту заблудились, а когда нашли пароходы, то большая часть грузов была расхищена.

В тот же день, в военный порт Специя пришел пароход «Персия» с грузом оружия. Он ночью утонул у причальной стенки. Его потом очень долго и трудно поднимали.
В Триесте портовые рабочие задержали снаряжение трех буксиров военного флота Румынии, а их команды ушли в запой.

20 июня в Геную пришли два парохода под «русским царским флагом». Портовые рабочие, совместно со свободным моряками, зашли на них, оттолкнув офицеров, сорвали флаги и прибили гвоздями к мачтам красные полотна. Прибыла полиция и всех арестовала. Вечером к участку пришло несколько тысяч моряков и рыбаков. Арестованных освободили, пароходы из порта удалили.

Уже одних этих событий можно было испугаться, но правительство ждало куда более мощное испытание — национальная стачка, назначенная на 20 июля.
Организацию стачки не скрывали, открыто поставив правительству условие о роспуске экспедиционного корпуса в Грузию, возврате войск из России, прекращении поддержки интервентов и Польши.
Правительство Орландо, в конце июня ушло в отставку и премьером стал Франческо Нитти

Перед грядущим ужасом ему не оставалось ничего другого, как сообщить 16 июля парламенту о своем намерении отозвать войска из России и распустить корпус. Впоследствии Нитти везде кричал, что сделал он это из прозорливости — разглядел в предприятии авантюру, а рабочие не при чем. Но тогда, стремясь сгладить углы и потушить пожар, он заявил следующее: «Хотят протестовать против интервенции в России? Я не считаю странным, когда рабочие протестуют против попыток задушить республики, стремящиеся к коммунизму. Это естественно, но факт тот, что по крайней мере со стороны Италии интервенция не осуществляется. Мы не желаем вмешиваться во внутреннюю политику других. Я не одобряю, но и не боюсь большевизма, так как считаю его явлением, которое невозможно пересадить в Италию. Считаю, что нельзя насильно подавлять его там, где он уже развивается. Могу также добавить, что мы уже приказали отозвать войска из России» (НКИДовский перевод «Avanti!» от 17.07.1919).

Хотя правительство и пошло на попятную, но стачку было уже не остановить. Да и надо было силу показать на будущее.
Стачка началась в ночь с 20 на 21 июля.
Большинство рабочих в Северной Италии не вышли на работу. В Милане, Турине, Генуе, Болонье, Реджо-Эмилье, Ферраре неявка была стопроцентной. Железнодорожники бастовали по всей Италии и Сицилии — поезда не ходили совсем. В Болонье и Равенне на работу не вышли даже госслужащие. В Бьелле, Болонье, Равенне, Модене бастовали наемные сельхозрабочие. В Савоне и Ливорно не работали порты и корабли не могли выйти в море. В Кремоне крестьяне перекрыли скотом все дороги. В Мантуе рабочие и крестьяне два дня ходили с красными знаменами и не работали. В Триесте не работали госучреждения и порт.

В южной Италии и Риме полиции и армии удалось взять ситуацию под контроль. Тем не менее, в Палермо народ разгромил полицейские участки, продуктовые и винные лавки. В Неаполе никто не работал, но этого никто не заметил. В Риме полиция забыла про дворников и коммунальщиков, а они забастовали и город за два дня превратился в помойку.

Стачка сильно, очень сильно тряхнула Италию. Правительство и промышленники стали ходить на цыпочках. В Италии до сих пор период 1918-1920 известен как «Biennio rosso».

Коммунисты и все левые почувствовали свою силу. В 1920 году Италию сильно заставляли оказывать помощь Польше, но получалось очень плохо. На фабриках были созданы отряды «Красной Гвардии», которые зорко следили за военными заказами и грузами. Полиция вообще перестала соваться на крупные производства

Самые яркие события по поводу в Италии и за ее пределами были такие.
16 мая в Брешию из Франции пришел эшелон с военным снаряжением и семью аэропланами под охраной французских и румынских солдат. Поезд, вместе с солдатами, загнали в тупик. В город пригнали войска и 18 мая эшелон продолжил путь. Только пустой, совсем — все выгрузили, поломали и растащили.

3 июня на Туринском аэродроме проходили испытание новые аэропланы. Было объявлено, что они для Польши. Техники их ночью разобрали на атомы.

В июне, в Ломбарндии, на станции Луино, железнодорожники загнали в тупик поезд с оружием для Польши, а документацию запутали так, что французы и итальянское правительство искали его 20 дней по всей Италии. А когда нашли, то все грузы были переправлены в Швейцарию, где и растворились.

9 июне в Gьемонте без вести пропала армейская автоколонна, направлявшаяся с грузом оружия в Базель, где должна была перегрузить его на французский поезд. Солдаты показали, что ночью заблудились и пошли все вместе спросить дорогу. А когда вернулись, то машин уже не было.

А самая феерия произошла в Нью-Йорке. В августе в Нью-Йорк прибыл большой итальянский океанский пароход «Калабрия», совершавший регулярные рейсы между США и Италией. В Нью-Йорке команда узнала, что в обратный рейс она повезет полк поляков-добровольцев, направляющийся на Советско-Польскую войну. Итальянские моряки отказались принимать пассажиров. Поляки попробовали силой прорваться на пароход, но самых горячих парней покидали за борт. Нью-Йоркские полицейские могли только наблюдать этот цирк — пароход же территорией Италии является. Поляки сидели злые в порту неделю, а «Калабрия» их так и не взяла. Пароход вернулся в Италию порожняком, за что вся команда была уволена, но они об этом и так знали.

Viva, как говорится, il Partito Comunista Italiano!

1

Вам может также понравиться...

Авторизация
*
*
Генерация пароля