Буржуазная vs пролетарская демократия

Назрел вопрос, в чём же разница между буржуазной и пролетарской демократией. Да-да, старые добрые определения опять требуют того, чтобы их вспомнили и раскрыли, ведь усилиями современных СМИ и образования, люди считают демократией буржуазную демократию, а её сущность подменяют набором неких институтов. Давайте же разберёмся, что такое демократия вообще, что такое буржуазная демократия и что такое демократия пролетарская.

Однако, прежде чем браться за наш обзор, давайте остановимся ещё на одном понятии, которое нам потребуется для раскрытия сущности демократии – это диктатура, а именно диктатура класса. Ведь ни буржуазная демократия, ни пролетарская не возможны без условия классовой диктатуры.

Классовая диктатура

Определения

Прежде всего определимся с понятием диктатура. А именно возьмём его в общепринятой форме: «Диктату́ра (лат. dictatura) — форма осуществления государственной власти, при которой вся полнота государственной власти принадлежит одной политической позиции, за которой стоит либо один человек (диктатор), либо правящая группа лиц (партия, союз, класс и т. д.).»

Теперь определимся с классами. В политэкономическом смысле в капиталистическом государстве есть два класса, это пролетариат – люди, единственным источником дохода которых является продажа их рабочей силы, и буржуазия – которая владеет средствами производства (заводы, фабрики, газеты, самолёты, пароходы, магазины и т.д.), которая живёт частично или полностью за счёт доходов от средств производства. Я не буду сейчас вдаваться в подробности, поскольку не ставлю целью статьи выделить все признаки классов, и вывести их в чистом виде. Далее мы будем использовать эти понятия в «широком смысле». Найти их можно в работе Ф. Энгельса «Принципы коммунизма».

Диктатура класса

Что такое диктатура класса? Это форма осуществления государственной власти, при которой вся полнота власти принадлежит одному политическому классу. Чтобы понять какому классу принадлежит полнота власти, необходимо ответить на вопросы – кому принадлежат основные средства производства, и отсюда второй вопрос – в чьих интересах действует государственная власть.

Соответственно, если основные средства производства принадлежат буржуазии, и государственная власть действует в интересах буржуазии – мы имеем дело с диктатурой буржуазии.

Если основные средства производства принадлежат пролетариату, а государственная власть действует в интересах пролетариата – мы имеем дело с диктатурой пролетариата.

К основным средствам производства относятся: земля, транспортные системы, крупная промышленность, банки, средства массовой информации и связи.

И для любой диктатуры есть общая черта – государство, осуществляющее диктатуру того или иного класса все прочие классы, подавляет, и подчиняет воле того класса, чью диктатуру оно осуществляет. Соответственно: диктатура буржуазии будет подавлять класс пролетариата и подчинять класс пролетариата воле буржуазии. Диктатура пролетариата будет подавлять класс буржуазии, подчинять его воле пролетариата.

Разобравшись с определениями, давайте перейдём к рассмотрению того, как работает демократия в условиях диктатуры класса. Почему вопрос ставится именно таким образом? А потому, что в классовом обществе всегда один из общественных классов будет осуществлять диктатуру в отношении другого. И проистекает это из собственности на средства производства, а осуществляется посредством государства. Демократия в чистом же виде возможна только в бесклассовом обществе.

Буржуазная демократия

Чаще всего о буржуазной демократии мы узнаём, как о демократии вообще, в её чистом непредвзятом виде. И действительно на беглый взгляд всё выглядит вполне пристойно. Демократические институты, формальная свобода, и тому подобные внешние факторы действительно присутствуют. Однако является ли буржуазная демократия демократией для всех? Разобраться в данном вопросе достаточно просто, для этого необходимо попытаться выдвинуть свою кандидатуру на выборы, а в программной части указать интересы пролетариата, которые Вы демократическим путём собираетесь отстаивать.

Пожалуй, стоит начать с того, что помимо законодательного возрастного ценза, вы столкнётесь с цензом денежным. Избирательная кампания удовольствие не из дешёвых, я уж не говорю о том, что вам ещё до избирательной кампании как-то нужно заявить о себе, чтобы собрать подписи. Зарабатывая своим трудом, при зарплате, которая полностью уходит на покрытие жизненных нужд – еда, коммунальные услуги, транспорт до рабочего места и т. д., в одно лицо Вы таких расходов не потяните. Соответственно надо искать деньги или спонсора. Это первый момент, который работает на отсечение Вас от участия в управлении страной.

Однако оставим за скобками момент денежный, допустим Вы зарегистрировались в качестве кандидата. Началась предвыборная гонка, ваша позиция противоречит воле правящего класса – а это значит, что против Вас будут задействованы все механизмы, от поисков компромата до откровенной лжи в СМИ, от которой Вам придётся защищаться. Далее уже в процессе голосования Вы столкнётесь с чудесами математики при подсчёте голосов. И на все эти противоправные действия органы власти будут смотреть как на пустое место, покрывая друг друга.

Допустим случилось чудо, и вы прошли в вожделенный орган власти. Скорее всего потому, что власть таки решила изобразить демократию, и? Вы в меньшинстве. Абсолютном. Вы глас, вопиющий в пустыне, поскольку остальные депутаты отстаивают интересы другого класса. Даже несмотря на то, что представляют собой разные группы и разных капиталистов, вы для них общий классовый враг, который к тому же не может сделать против воли правящего класса ничего. А по вышеперечисленным причинам, Вы там будете в одиночестве в отношении к своим противникам. Именно так работает буржуазная демократия.

Хочу сказать, что это лишь общий вид, некий собирательный образ. При всей внешней благопристойности буржуазная демократия демократией вообще не является. Демократия тут только внутри класса буржуазии и представляет она собой состязание капиталов за рычаги управления страной. За то, чтобы поставить на нужное место своего человека и увеличить собственную прибыль за счёт его работы. За счёт тех законов, которые он будет разрабатывать и принимать в интересах не только конкретного буржуа, но и в интересах всего класса буржуазии в целом. За счёт того, каким образом будет управляться страна в целом, или конкретная её часть.

Все же прочие классы, а в нашем случае пролетариат, на приятие законов или решений не влияет никак. У него нет рычагов управления, он не может соревноваться с капиталистами на поле капиталов, поскольку этих капиталов не имеет. Его максимум – это глас вопиющего в пустыне. А следовательно пролетариат подавляется и подчиняется воле буржуазии. Возвращаясь к теме о диктатуре классов, мы делаем вывод: буржуазная демократия есть диктатура буржуазии в отношении прочих классов. Запомним этот вывод.

Стоит отметить, что среднестатистическая система выборов устроена таким образом, что выбирать приходится среди представителей интересов буржуазии. Даже в порядке «формальной демократии» большая редкость для человека, выражающего интересы пролетариата, попасть в выборные органы. Конечно, есть исключения, вроде Альенде, но они только подтверждают правило – буржуазное государство, найдёт способ отторжения даже в случае прорыва на высшую должность в государстве. Почему? А потому, что человек прорвавшийся сквозь буржуазные заслоны оказывается оторванным от народных масс, теряет опору на класс, даже если она у него была прежде.

Пролетарская демократия

При пролетарской демократии столь долгого пути к доказательству, что пролетарская демократия является диктатурой пролетариата не требуется. По той простой причине, что об этом заявлено прямо и открыто. Иными словами, при пролетарской демократии класс буржуазии будет подавляться и подчиняться воле пролетариата, а демократия будет работать внутри класса пролетариата. Здесь, при выдвижении кандидатов, роли играют не капиталы, а рабочие коллективы, которые выдвигают человека из своей среды, знают они своего выдвиженца потому, что он стоит за соседним станком, ходят они в одну столовую, живут в одном дворе. Если уж где-то и происходит война компроматов, то только при выборе кандидата. Да и особого компромата в рабочей среде, где все друг друга не первый год знают, не нароешь. И грехи известны, и благодетели. Разумеется, здесь демократия будет работать в интересах пролетариата, именно эти интересы и будут выражать люди, выдвинутые в органы управления. Кроме того, у пролетарской демократии были иные инструменты прямого влияния на выборные органы – например отзыв депутатов. Т. е. депутата, который не справлялся со своими обязанностями, или в силу каких-то причин переставал выражать интересы коллектива – коллектив мог отозвать депутата. Пролетарская демократия по своим чертам является представительной демократией, реализуемой через советы.

Понятное дело, что буржуазный элемент будет пытаться проникнуть в органы управления страной, понятно и то, что при некоторых условиях развить в полной мере пролетарскую демократию невозможно (а это первые 30 лет советской власти, например, за которые произошло две войны), однако эта модель существует и она жизнеспособна.

Ещё раз проговорим вывод: пролетарская демократия есть диктатура пролетариата в отношении прочих классов.

В ходе дискуссии стоило бы осветить ещё один вопрос.

Вопрос о многопартийности

Часть вопросов на тему многопартийности разбирали ребята из МО МЭЛС в статье «Про многопартийность», рекомендую читателю ознакомиться с ней прежде, чем читать далее. Я надеюсь, что статья дала вполне развёрнутый ответ, как и почему существует многопартийность в буржуазном государстве. Давайте же сразу перейдём к государству социалистическому.

На первых порах в нашем соц. государстве образовывается господствующий класс – пролетариат, выразителем коренных интересов которого является пролетарская партия. Или партия коммунистическая, определённая Манифестом коммунистической партии, написанным и опубликованным К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1848 году.

Цитата:

II. Пролетарии и коммунисты

В каком отношении стоят коммунисты к пролетариям вообще? Коммунисты не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям. У них нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата в целом. Они не выставляют никаких особых принципов, под которые они хотели бы подогнать пролетарское движение.

Коммунисты отличаются от остальных пролетарских партий лишь тем, что, с одной стороны, в борьбе пролетариев различных наций они выделяют и отстаивают общие, не зависящие от национальности интересы всего пролетариата; с другой стороны, тем, что на различных ступенях развития, через которые проходит борьба пролетариата с буржуазией, они всегда являются представителями интересов движения в целом.

Таким образом многопартийность не исключена, если опираться на манифест. Однако как показала практика построения первого пролетарского государства в 1917 партии, даже в случае победы революции, тащат одеяло на себя. Чем вставляют палки в колёса молодой советской республики даже в тяжелейшие военные годы. Тот случай, когда минусы многопартийности перевешивают плюсы.

Вывод

Казалось бы, и там и сям получается диктатура, и куда прикажете податься бедному студенту? Давайте по порядку. Буржуазная демократия всеми силами пытается заретушировать диктатуру буржуазии, скрыть её под благопристойной вывеской «всеобщего избирательного права» или «равноправия». Однако, на поверку, оказывается, что избирать, а тем более быть избранными фактическая возможность есть только у выразителей воли буржуазии. Просто потому, что у них для этого есть материальный ресурс, который может принимать самые разнообразные формы – информационную, административную, правовую, и т. д. Тем самым класс пролетариата оказывается отсечённым от рычагов управления страной. При этом, если открыть определение демократии, то мы узнаем, что это «Власть большинства, при учёте мнения меньшинства». Кто является в государстве большинством? Буржуазия? Отнюдь. Даже в сумме с мелкой буржуазией этот класс в абсолютных числах как минимум на порядок меньше, чем класс пролетариата. А следовательно буржуазная демократия – это власть меньшинства над большинством.

Пролетарская демократия так же предполагает собой и диктатуру пролетариата, однако именно пролетариат является большинством населения страны. При этом пролетариату не приходится маскировать свою диктатуру, напротив пролетариат об этом объявляет прямо и открыто. Отсюда получается, что «Власть большинства» — это и есть диктатура пролетариата? Не совсем так. Как я говорил во вступлении, к полной демократии можно прийти только в бесклассовом обществе. Поэтому мы можем сделать следующий вывод, что к демократии в полном смысле слова, пролетарская демократия ближе, чем буржуазная, т. к. именно она выражает интересы большинства населения страны.

И я бы поставил здесь точку, но нужно осветить ещё один аспект. А именно обвинение, брошенное в адрес диктатуры пролетариата: «Диктатура пролетариата ставит своей целью уничтожение буржуазии как класса. А вот буржуазная диктатура к уничтожению класса пролетариата не ведёт, значит она более демократичная!». Стоит отбить это «обвинение». Уничтожение класса буржуазии под собой подразумевает создание таких условий, при которых воспроизводство класса буржуазии станет невозможно. Грубо говоря это, отмена частной собственности на средства производства и запрет эксплуатации человека человеком. Собственно, именно эти шаги, после подавления сопротивления буржуазии, приведут к исчезновению средней и крупной буржуазии как класса. Что произойдёт с представителями класса буржуазии в таком случае? Они перестанут быть представителями класса буржуазии. Найдут ли они себя в «новом мире», подадутся в «счастливые кап. страны» или погибнут при попытке вернуть «старые порядки» — это выбор каждого из них, не хуже и не лучше того выбора, перед которым эти же господа ставят миллионы пролетариев каждый день. Вы вольны идти работать, поменять работу или вообще помереть с голоду. Пролетариат вполне может обойтись без класса буржуазии и её надсмотрщиков. Может ли буржуазия уничтожить пролетариат как класс, а не играть в демократическую благопристойность? Гипотетически может, но тем самым подпишет себе приговор, т. к. в отличии от пролетариата – буржуазия самостоятельно существовать не может. Без наёмного труда любые средства производства мертвы. Так вот буржуазия не ведёт речь об уничтожении класса пролетариата не из своей «демократичности», она не ведёт об этом речь из чувства самосохранения. Поэтому не следует путать синее с лопатой.

За сим ставлю точку, порекомендовав прочитать по теме:

  1. И. В. Сталин «Об основах ленинизма»
  2. Ф. Энгельс «Принципы коммунизма»
  3. К. Маркс, Ф. Энгельс «Манифест коммунистической партии»

0

Вам может также понравиться...

Авторизация
*
*
Генерация пароля