О роли капиталистов в индустриализации СССР

Сегодня я хочу разобрать ещё один миф – роль капиталистических стран в индустриализации СССР.

Итак, начну с цитаты:

«Признаюсь, такой информации нам в школе, на уроках истории, не давали. Цитата: «За 10 лет американцы построили в СССР около 1.500 заводов и фабрик! В СССР приехало около 200 тысяч американских инженеров и техников, которые руководили почти миллионной армией заключенных ГУЛАГа»…

И далее:

«Всего за 10 лет (1930-1940) американцы создали в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другую промышленность, крупнейшие в Европе заводы для производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой продукции.

….

Горьковский автозавод (ГАЗ) был построен американской компанией Austin.»

Полностью ознакомиться с материалом можно здесь: http://newrezume.org/news/2015-07-05-9952

Первое, что хочется отметить – это логика работы капиталистических компаний. За «спасибо» они не работают, и если уж что-либо строят – то участвуют так или иначе в получении прибыли. По этой логике они работали в царской России, по этой логике они работают в современной России. Т.е. логика за сотню лет не поменялась. Учитывая политику ВКП(б), в отношении буржуазных элементов, уже на одном этом месте можно было бы утверждать, что данная информация – чистой воды ложь.

Но давайте немного остановимся на следующем аспекте. В СССР на 1930 год не было специалистов и организаций, способных спроектировать сложные промышленные объекты, — с конвейерным производством, например. Справедливости ради, надо отметить, что таковых и в царской России не было. Сам тех. процесс был новым словом в промышленности. К 1930 году советская власть уже проводила программу индустриализации, строя сотни предприятий, экономически вытесняя нэпманов с внутреннего рынка. Вовсю шла и электрификация страны. И это в условиях фактической международной блокады СССР со стороны капиталистических стран, которая была прорвана советской дипломатией аккурат к 1930 году, открыв возможности для сотрудничества. Чем и воспользовалось руководство СССР для ускорения темпов индустриализации. В 1931 году прозвучали знаменитые слова Сталина: «Мы отстали от передовых капиталистических стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» (4.02.1931)

Что же было делать советскому руководству в условиях дефицита кадров? Привлекать их из-за рубежа (ровно так же СССР поступал и с оборудованием, которое сам ещё не умел производить).

Итак, автор утверждает, что ГАЗ был построен компанией «Остин». Открываем первый попавшийся на глаза источник, и читаем:

«31 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей. Основой производственной программы были выбраны модели Ford-A и Ford-АА. Завод проектировался американским архитектурным бюро Альберта Кана, техническое руководство строительством
осуществляла американская компания «Остин», строительство вёл трест «Металлострой».

Нижегородский автомобильный завод (НАЗ) вступил в строй 1 января 1932 и в этом же году с его конвейера сошёл первый 1,5-тонный грузовик НАЗ-АА (с 1933 года — ГАЗ-АА). В декабре того же года началась сборка легкового автомобиля ГАЗ-А с открытым 5-местным кузовом «фаэтон».

Несмотря на то, что первые автомобили завода изготавливались по чертежам американской фирмы Ford, они уже изначально несколько отличались от американских прототипов: на ГАЗовских моделях были усилены картеры сцепления и рулевые механизмы, изменена форма радиаторов, дюймовая резьба была заменена на метрическую. Сочетая фордовские патенты с поиском и внедрением собственных решений, конструкторы ГАЗа создали обширное семейство оригинальных серийных моделей и модификаций
на базе полуторки ГАЗ-АА

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Горьковский_автомобильный_завод»

Итак, что мы имеем на выходе? Проект завода, и тех. надзор производился компаниями США, строительство вёл советский трест Металлстрой, работа велась в рамках соглашения ВСНХ (Высший Совет Народного Хозяйства) и компанией Форда. Можно ли утверждать, что американцы построили для нас ГАЗ? Нет, нельзя, т.к. само строительство — это несколько более сложный процесс, чем изготовление проектно-сметной документации и осуществление тех. надзора. Это закупка материалов, логистика, само строительство, это инфраструктура (газ, вода, электричество), закупка оборудования для завода. А значит, автор сего утверждение попросту либо искренне заблуждается, либо намеренно врёт. Т.е., мы вернулись к тому тезису, который напрашивался ещё до подробного разбора.

Судя по всему, автору много чего не рассказывали в школе. Например, того, что дореволюционная Россия и даже ранний СССР был аграрной страной, и именно индустриализация превратила аграрную страну в промышленную державу, а затем и в сверхдержаву. И на одном энтузиазме тут не выедешь, особенно учитывая кадровый голод, который был характерен для страны с очень низким уровнем образования, который невозможно было выправить мгновенно. И СССР начал следовать единственно возможным путём – пока не воспитаны собственные специалисты, необходимо заимствовать зарубежных. Как только появилась возможность заимствования – ВСНХ ей начал пользоваться. Пока возможности привлечения иностранных специалистов не было, ВСНХ занимался подготовкой материальной базы, которую, как утверждает автор статьи, нам тоже создали американцы (заявление, опять таки, ложное).

К сожалению, я не имею возможности разобрать каждое утверждение автора, но общая логика разбора его заявления, думаю, понятна. Никто нам ничего не создавал, все работы, которые проводились иностранными специалистами в отношении нашей промышленности, были оплачены, и в начале 30-х годов оплачены из кармана крестьянства, что отчасти и привело к жуткому голоду 1933 года (хотя был целый ряд и других причин). Но есть ещё одно утверждение, на котором я хотел бы остановиться подробнее:

«Таким образом, материальную базу социализма построили капиталисты США плюс дешёвый труд зеков»

Если материальной базы и «строительство капиталистов США» в общих чертах мы уже коснулись, то «дешёвый труд зеков» требует отдельного рассмотрения. Учитывая то, что число заключённых того периода сильно и кратно завышено, соответственно завышена и роль заключённых в экономике СССР, в т.ч. и в крупном строительстве в период индустриализации. Для получения представления о численности заключённых в СССР периода индустриализации рекомендую ознакомиться со следующей статьёй: «Что следует знать о репрессиях человеку, любящему свою страну?». Не было десятков миллионов заключённых, о которых так любит заливаться соловьёвым либеральная пропаганда, а значит, и значительного вклада труд заключённых вносить в экономику СССР не мог. Что, собственно, выводится и цифрами в 3-4%, при сопоставимом количестве заключённых (за весь Сталинский период), которое составляло 2,5% от населения СССР по Земскову, или 3,5% от населения СССР по данным «мемориала». Учитывая, что в места заключения преимущественно попадало трудоспособное население, можно считать данные ГУЛАГа о 3-4% верными. Но утверждение, что труд заключённых внёс серьёзный вклад в «создание материальной базы социализма», это ложь воистину геббельсовского масштаба, и соответствует, к слову, геббельсовской методике.

Однако, сухая математика не останавливает поток работ, начиная от школьных докладов, и заканчивая статьями в серьёзных исторических изданиях, где авторы пытаются доказать как космические масштабы репрессий (которые порой выходят за рамки количества населения СССР), так и огромный вклад репрессированных в экономику страны.

Цели и задачи подобной деятельности, как я неоднократно писал, в том, чтобы закрепить развал и разграбление СССР, присвоение общей народной собственности новоиспечённой буржуазией, легитимизировать такое положение дел в глазах следующих поколений. Для того же ведётся идеологическая война против социализма, в попытках доказать его нежизнеспособность и закрепить капитализм как «единственно правильные производственные отношения». Однако, несмотря на оголтелую пропаганду и попытки навязать различные новые старые символы, вроде Николая II, Колчака, Краснова, Корнилова, Маннергейма, Столыпина, Витте, и т.д., обществом всё больше овладевают левые идеи, квинтэссенцией которых служит фигура Иосифа Виссарионовича Сталина.

Конечно, и здесь в идейном поле пытаются внести разлад, противопоставив Сталина Ленину, или Сталина большевикам и в целом партии, окрестить Сталина «монархом», и т.д. Благо, изобилие приёмов, подлогов и прочих инструментов в изобилии, ещё начиная с Троцкого (которого почему-то считают большевиком), и заканчивая современными «мэтрами от истории». Однако все эти попытки будут биты людьми, которые знают и теорию, и историю. Пока что левые настроения стихийны, частично канализированы, но сам факт, что количественно движение серьёзно выросло с 2000-х годов, вселяет надежду, что рано или поздно оно организуется, станет последовательным в борьбе за права современного пролетариата. Тем более, что есть прекрасная теоретическая база, а также практический опыт, выявивший массу подводных камней на сложном пути к коммунизму.

0

Вам может также понравиться...

комментария 2

Авторизация
*
*
Генерация пароля