Почему лучше изучать теорию в «живых» кружках?

Как и любая наука, марксизм-ленинизм требует приложения усилий и серьезного подхода к освоению. Недостаточно просто прочитать статью в Википедии, недостаточно прочитать «Манифест коммунистической партии». Нужно систематически и регулярно осваивать ключевые теоретические труды. Без теории нам смерть.

Но, как и любую науку, изучать марксизм нелегко. Здесь можно выделить 2 основных способа:

1) самообразование;

2) коллективное изучение.

Как правило, мы начинаем с первого способа, его придерживаемся и недооцениваем значение второго.

Зачем нужно находить или создавать марксистский кружок?

О преимуществах коллективного изучения марксистско-ленинской теории говорила ещё Надежда Константиновна Крупская. В письме к молодежи «Как учиться?» (1919) она описала кружок как площадку для тренировки будущих пропагандистов: «…Недаром говорится: «Уча, учимся». Объяснение другим является лучшей самопроверкой. В книжке вы найдете ответы на поставленные вашими слушателями вопросы и вместе с тем обогатите и себя новыми знаниями, более углубленным пониманием предмета. Конечно, часто может выйти так, что вы не будете знать, где найти ответ на вопрос, и тут более знающие товарищи должны помогать менее знающим. Вероятно, выяснится необходимость, перед тем как идти читать и объяснять другим, разобрать в кружке товарищей и совместно обсудить тот или иной вопрос. Очень может быть, что так организуется постоянный кружок, и создание его будет не искусственным, а вызванным самой жизнью» .

Действительно, если наша главная задача сейчас – пробуждение классового сознания пролетариев, мы должны быть подкованы в теории и уметь отвечать на сложные, порой провокационные вопросы. Именно в кружке товарищей-марксистов мы можем быстрее всего найти ответы на эти вопросы и научиться на них отвечать. Это не снимает с нас обязанности регулярного самообучения: чтения трудов, прослушивания лекций, посещения тематических семинаров и т.д. Но прочитав что-то, мы должны уметь выразить общую мысль прочитанного, провести параллели с сегодняшним днем, выразить критику изложенного – для этого и необходимы занятия в коллективе.

Если же мы, наконец, решились участвовать в кружке, может возникнуть другой вопрос: зачем нужен реальный кружок, если существует целый ряд виртуальных?

Виртуальные кружки имеют 2 основных преимущества перед реальными:

1) возможность доступа из любой точки мира;

2) экономия времени и денег: не нужно специально никуда ехать.

Однако эти преимущества перекрывает один большой недостаток – низкий уровень мотивации и самомотивации к продолжению занятий.

В этом смысле, онлайн-кружки можно сравнить с дистанционным (онлайн) обучением.

Онлайн-обучение само по себе не является панацеей: даже разработчикам МООКов (массовых открытых онлайн-курсов), применяемых сегодня в большинстве вузов, рекомендуется за основу обучения брать «живой» образовательный процесс в учебном заведении, но никак наоборот.

Это обусловлено главной проблемой дистанционного обучения – высоким процентом отсева слушателей (до 90%). Основная причина — низкий уровень мотивации и самомотивации слушателей .

То же самое действует и в случае онлайн-кружков: начинают многие, но до конца доходят единицы.

В «живые» кружки люди приходят, приложив определенные усилия: нужно найти место для собрания и добраться туда, оповестить участников, организовать соответствующим образом день, подготовиться и выполнить задание так, чтобы встреча прошла для всех максимально плодотворно.

Если несколько человек не выполнили задание, но пришли просто поприсутствовать, снижается качество дискуссии, возникает перекос в пользу мнений подготовленных людей, что чревато соглашательством и отсутствием критического подхода. Это сразу заметно в реальном кружке, тогда как в большинстве кружков виртуальных в аналогичной ситуации «отряд не заметит потери бойца». Другими словами, никто не обратит внимания на вашу неподготовленность. Будет, безусловно, легче, но какой эффект можно ожидать от подобного обучения?

Работа над изучением теории в «живом» кружке предполагает другой уровень ответственности — ответственность перед реальным коллективом людей. Хочешь-не хочешь, а готовиться и изучать теорию будешь.

Таким образом, реальный кружок:

1) дисциплинирует обучающегося;

2) мотивирует к своевременной подготовке к занятиям;

3) представляет собой площадку для получения мгновенной обратной связи, дискуссий и обмена информацией;

4) дает возможность приобрести навыки организатора, пропагандиста, оратора; навыки работы с аудиторией;

5) является первой ступенькой к осуществлению реальной политической борьбы: организации просветительских мероприятий, создания профсоюза, партии и т.д.

Это не значит, что мы призываем полностью отказаться от онлайн-общения с единомышленниками. Мы хотим сказать, что для повышения эффективности освоения теории необходимо умело совмещать современные и традиционные методы обучения. Если же статистика говорит о большей эффективности традиционных методов, значит нужно обратить на них особое внимание.

Поэтому мы должны спросить себя: что каждый из нас может сделать сегодня для общего дела? Каков первый шаг?

И ответ на этот вопрос есть: организовать марксистский кружок в своем городе/районе/населенном пункте/коллективе или же найти такой кружок и вступить в него.

Список литературы:

  • Крупская Н.К. Воспитание молодежи в ленинском духе. – М.: Педагогика, 1989. – с. 96.
  • Макаров В.С. Массовые открытые онлайн курсы: оценки эффективности и рекомендации экспертов // Образовательные технологии, №2, 2014
0

Вам может также понравиться...

Авторизация
*
*
Генерация пароля